Фотокружок "Объектив" (в рамках программы "Учимся с Интел")

2016-2017 уч.г.

Участники:

6 класс: Веренева В., Гончарова Ю., Дрыга В., Кудренко Д., Конобас А., Свертокин В., Путенцова А.,

8 класс: Дрыга М., Дрыга И., Масик Г., Путенцов В., Резниченко Е.

10 класс: Клещева М., Резникова Е., Игнатченко А.

11 класс: Мироненко Е., Сильченко Н., Путинцева А.

Рабочая программа

Пояснительная записка

        В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. «В эру, перегруженную информацией, фотография предоставляет единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную и честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому замечанию или пословице». (Сьюзан Зонтаг).

   Занятия фотографией способствуют приобщению учащихся к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению. «Учитесь мыслить фотографически, а не только в категориях других средств изображения. В таком случае вы всегда сможете сказать что-то новое». (Эдвард Уэстон).

   Изучение фотографии, её истории, неотрывно от истории искусства XIX-XX века, что позволяет учащимся в ходе занятий познакомиться с основными направлениями искусства XX века, течениями современного искусства, осознать место фотографии среди других визуальных искусств, роль фотографии в современной жизни. «Фотография соприкасается с искусством не столько посредством живописи, сколько – театра, так как у фотографии и театра единая условная природа – ушедшее время, борьба со страхом перед смертью хоть фарсом, хоть трагедией».  (Ролан Барт)

 Цели программы:

  1. На основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей.
  2. Познакомить учащихся с историей фотографии, как самостоятельного визуального искусства, так и в контексте мировой художественной культуры.
  3. Дать представление о различных технических, как аналоговых, так и цифровых, возможностях обработки фотографического кадра.

 Задачи программы:

1.      Обучение практическим навыкам и умению обращаться с различными типами фотоаппаратов.

2.      Развитие зрительного восприятия обучающихся, фотографического видения, композиции.

3.      Воспитание подростков в атмосфере сотрудничества, доверия.

4.      Обеспечение педагогических условий для развития личности школьника с учётом его возрастных особенностей и способностей.

5.      Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Основные направления и содержание деятельности:

Программа разработана для детей от 12 до 16 лет. Общий срок её реализации – 1 год. Количество обучающихся в группе – до 20 человек. Предусмотрены работа с компьютером, работа на природе, экскурсии. Главное направление текущего года обучения – фотосъёмка простыми типами фотоаппаратов, обучение умению видеть прекрасное, интересное в окружающей нас жизни и умение показать это фотографическими средствами.

Планируемые направления работы при дальнейшем развитии фотокружка  – развить умение правильно анализировать полученные фотоснимки, уметь работать в разных жанрах, научить обрабатывать изображение с помощью компьютера и специальных способов обработки.

 Формы и режим занятий:

Программой предусмотрено 1 час занятий по одному разу в неделю, всего – 35 учебных часа в год. Предусмотрены теоретические занятия в аудитории, просмотр слайдов и видеофильмов, работа в классе информатики с использованием компьютера, практические занятия по фотосъёмке на природе.

 

Содержание изучаемого курса.

 

История фотографии. Свойства света. Фотография сегодня.

Объект съемки. Проблемы его изображения на снимке. Смысловой и изобразительный центр кадра. Композиция (продуманное построение изображения). Пропорциональность кадра. Понятие «крупность плана». Общий, средний, крупный планы съемки. Ракурс. Перспектива.

Смысловая подвижность. Смысл кадра. «Внутренние силы» плоскости – свет и тень. Смысловая функция тона. Изображенное пространство:  Компоненты пространства. Пространственное движение. Целостность пространства. Пейзаж. Горизонт. Небо и облака. Теоретическое занятие.

Пейзаж. Практическое занятие на природе. Экскурсия. Отбор и обработка фотографий.  Подготовка творческих работ (проект в виде презентаций). Макросъемка. Теоретическое занятие.

Макросъёмка. Практическое занятие на природе. Экскурсия. Постановочная фотография.

Фотосъемка портрета. Что такое образ. Виды образов. Контакт с героем. Взгляд в камеру.

Руки в портрете. Поза и жест. Контраст. Натюрморт. Фотосъемка архитектурных сооружений.

Жанровая фотосъемка. Спортивная фотосъемка. Репортажная (документальная) фотосъемка.

 

Планируемые результаты.

 

  К концу текущего года обучения учащиеся должны уметь получать фотоснимки  без грубых композиционных ошибок в различных жанрах фотографии. Лучшие из них помещаются на странице «Учимся с Intel» на сайте школы. Учащиеся должны получить представление о возникновении, истории и развитии фотографии, о роли и месте фотографии в современной жизни, получить основные навыки оценивания фотоснимка. Важный результат – желание ребят продолжать обучение и совершенствовать своё мастерство, развитие интереса к фотографии как визуальному искусству.

 

Литература.

1. Л. Дыко. «Основы композиции в фотографии». М., 1977.

2. С. Пожарская. «Фотомастер». М., 2002.

3. Л. Дыко «Беседы о фотографии». М., 1977.

4. А. Лапин. «Фотография как…». М., 2004.

5. «Новая история фотографии» под ред. М. Фризо.. М., 2008.

6. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2010.

7. Б.В. Пальчевский. Фотография. Курс для начинающих. – Минск:Полымя, 2007.

8.Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.

9.Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.

 

контактная информация

e-mail: anutakovalova@mail.ru